НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОБОРОВАНИЮ

Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), архиепископ Великобритании и Ирландии, Патриарший экзарх Западной Европы (1965-1974), почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999), один из известнейших православных миссионеров XX века. «Митрополит Антоний Сурожский о Таинстве Соборования»

      «Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу. Я думаю, что неверно прибегать к Таинству Елеосвящения с единственной целью – получить телесное здравие».

 

Епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир (1966). «Таинство Соборования»

«Если я страдаю духом…, если мне необходим какой то благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаянья: я могу прибегать к Соборованию».

 

Игумен Пётр (Мещеринов) (1966), священнослужитель Русской Православной Церкви, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик. Фрагменты наставлений игумена Петра (Мещерякова) из книги «О Таинстве Елеосвящения (Соборования)»

«…любое Таинство предполагает нужду в нем, и даже крайнюю нужду; человек должен прежде всего желать приобщиться Богу через благодать Святого Духа, подаваемую в Таинстве; не исключает этого и Таинство Елеосвящения. Так же, как и любое Таинство, Соборование созидает Церковь. Смысл этого созидания в том, что Церковь хочет нас видеть бодрыми, энергичными и деятельными своими членами, а не вялыми, унылыми и расслабленными болезнями; через это Таинство созидается Тело Христово. Поэтому мы, приступая к этому Таинству, прежде всего должны себя настроить возжелать благодати Божией, приобщения Христу, чтобы послужить Ему в Его Церкви, – а не ради только физического здоровья самого по себе».

 

Протоиерей Константин Островский (1951), благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма г. Красногорска, директор Красногорской детской церковно-музыкальной школы. «Как правильно готовиться к Соборованию»

         «В Таинстве Елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности».

 

Протоиерей Михаил Браверман (1966), клирик Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма святых равноапостольных Константина и Елены в Санкт-Петербурге, автор богословских публикаций. «Доверие Богу и борьба с грехом» из книги «Таинство Божьего милосердия. Соборование»

        «Исцеление в смертельной болезни сродни чуду. Об этом, конечно, знал и апостол Иаков, и тем не менее он без всякого сомнения утверждает: «Молитва веры исцелит болящего».

 

Протоиерей Андрей Николаиди (1978), проректор Одесской Духовной Семинарии. «Наставления Соборования: как происходит это Таинство»

       «Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний…».

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина. «Современная практика православного благочестия». Глава 27 «Таинство Елеосвящения»

        «Некоторые из старцев считают, что в Таинстве Елеосвящения могут участвовать не только тяжелобольные, но и все ревнующие о спасении своей души.

        Вместе с тем следует указать, что тем христианам, которые не пренебрегают достаточно частым Таинством Исповеди, Оптинские старцы не советовали собороваться без наличия серьезного заболевания».