Цитаты священнослужителей

Архиепископ Кирилл Александрийский 

Когда ты заболеешь и если ты веришь в эти слова: «Господь Сил» и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу как свойственные Его природе, тогда произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они <то есть обращающиеся к волхвованию>, ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

 

Митрополит Антоний Сурожский 

Таинство Елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу.

 

Митрополит Иларион (Алфеев) 

Суть Елеосвящения заключается в духовном перерождении, в изменении самого понимания, самого принятия человеком страданий и болезни. В христианской иерархии ценностей, Бог как врач души и телес стоит выше любого доктора. Дарованное Богом уврачевание души стоит выше уврачевания тела.

 

Протопресвитер Александр Шмеман 

Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении, его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу.

 

Протоиерей Валентин Асмус 

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.

 

Протоиерей Артемий Владимиров 

Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа. Если вы чувствуете ослабление жизненных сил, это уважительный повод вновь принять благодать Соборования.

 

Протоиерей Андрей Ткачев 

Каждый из вас, приняв семикратное помазание освященным елеем, похож сейчас на того человека, о котором говорится в Евангелии: «Главу твою помажь и лицо твое умой» (Мф. 6:17). Лица мы должны умыть в тайных молитвах – слезами, а главы наши только что помазала Церковь, чтобы сообщить нам врачующую благодать Духа.

 

Иерей Сергий Поляков

Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов.

 

Протоиерей Михаил Браверман 

Благодаря символике милости, врачевания и света Церковь взяла елей для того, чтобы сопровождать им свою молитву в Соборовании. Об этом еще в V веке антиохийский пресвитер Виктор рассуждал так: «Елей и болезни исцеляет, и бывает причиной света и веселия. Поэтому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога, и исцеление болезни, и просвещение сердца. Ибо все совершает молитва, как всякому известно, а елей служит только символом.

В таинстве Соборования Церковь своей молитвой вовсе не заменяет медицину, но привносит в жизнь человека силу и свет Божественной любви. Участие в церковных таинствах требует веры, духовного усилия, молитвы. Бог есть Личность, и потому обращаться к Нему можно только лично. Святой совсем недавнего времени, преподобный Паисий Святогорец на вопрос: «Если Бог знает, что на пользу больному, тогда зачем нам молиться?» — ответил так: «Нам нужно просить Бога, и если выздоровление и продление жизни будут во спасение душе, тогда Благой Бог тут же поможет. Но если мы не будем Его просить, тогда развитие болезни будет идти естественным образом.

 

Игумен Нектарий (Морозов)

Соборование — это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (Рим. 14, 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь — телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь.