Смысл и значение Таинства Соборования

Митрополит Макарий (Булгаков) (1816-1882), епископ Православной Российской Церкви, историк церкви, богослов. «Видимая сторона Таинства Елеосвящения и его невидимые, благодатные действия» (Православно-догматическое Богословие. Том 2. Раздел V)

«Приступая к Таинству Елеосвящения, всякий болящий должен всецело предаваться в волю Господа, который лучше нас знает, кому полезнее ниспослать исцеление от болезни и продолжить жизнь, и кому благовременно прекратить ее».

«Здесь за изнемогающего больного предстает пред Господом целый собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его, премилосердаго, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть его от всякой скверны».

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.  Таинство Елеосвящения (Соборование) из книги: «Таинство Веры».

«Безосновательно мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на Исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение Исповеди противоречит смыслу и идее обоих Таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на Исповеди) грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл».

 

Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский), (1890-1979), епископ Константинопольской Православной Церкви, епископ Зилонский, викарий Западно-Европейской Архиепископии православных русских церквей Константинопольского Патриархата. «Таинство Елеосвящения» из книги «Православный катехизис»

«Елеосвящение есть таинство, в котором иерей или епископ, при помазании больного освященным елеем, испрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи».

«Внимающие Слову Божию при совершении Таинства Елеосвящения приводятся к сознанию, что помощь страдающему есть путь и собственного спасения».

 

Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), протопресвитер, священнослужитель Православной церкви в Америке, богослов. «За жизнь мира», часть 7.

«Чудеса, в том числе и чудеса исцеления больных, всегда совершались, совершаются и будут совершаться. Но они – тайна Божия, тайна Его любви. И не для совершения этих чудес установлено в Церкви таинство елеосвящения. Ибо подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине приложении, его восприятия болезни, страданий и самой смерти. Цель и содержание таинства не здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение «радости, миру и праведности в Духе Святом». Иными словами – цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».

 

Беседа священников Евгения Горячева, Даниила Ранне, Александра Степанова на радио «Град Петров».  Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения

«…что современная практика Соборования очень отличается от того, о чем говорит апостол Иаков, мне кажется, само собой разумеется для православного человека. Вот только вопрос, до какой меры возможно это развитие?»

 

Петр Юрьевич Малков (1971), кандидат богословия, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент. Духовный смысл Таинства Елеосвящения из книги: «Введение в литургическое предание».

«Посредством благодати Елеосвящения, как Таинства не только физического, но и духовного исцеления, сама телесная болезнь становится духовным лекарством для христианина. Тем самым и болезнь, и страдания делаются для него тогда прославляющими, преображающими, становятся одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем страдая во Христе, сострадая Господу, сораспинаясь с Ним и тем самым с Ним соединяясь, – подлинно очищается и освящается».