Игумен Нектарий (Морозов) (1972), руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно.
Более того — приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на Соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу…
Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего — осознанной, глубокой, серьезной Исповеди, которая Соборованию должна предшествовать. А уже после Исповеди и Соборования человек приступает к Таинству Причащения.
В практике Древней Церкви Соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное — чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство Соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.